Мир вам, Братья и Сестры!

Проживаю и осознаю очередную проблемную для меня и интересную своей новизной ситуацию на работе.  В младшую группу учеников, уже сложившуюся и знакомую мне, привели нового шестилетнего ученика Павла. Как оказалось в полном смысле слова «привели».  На первом уроке Паша сказал, что работать по нашей общей теме не хочет, будет делать свое. Сделав свое сказал, что больше учиться не придет. Я обсудила это с родителями и сказала, что если нет его желания, то нет смысла в сотрудничестве. К моему удивлению, пришли и на следующее занятие, по настоянию папы, а после и вместе с папой на урок. А я позволила эту форму в надежде, что мальчик, возможно, привыкнет и заинтересуется общим процессом. Мальчик продолжает делать свое и по-своему, а мы с папой уговариваем его и так и сяк… Противостояние между мной и учеником усиливается, он чувствует свою защищенность и всячески подчеркивает свое отдельное от всех положение, свою форму выражения в творчестве, и отказ от всех правил и рекомендаций. Во время этого процесса в группе изменилась обстановка, возникли вопросы со стороны остальных детей – почему этот мальчик с родителями и рисует что хочет и как хочет. И как следствие – в ответ на мои рекомендации ученикам слышу — «а я ТАК хочу, мне ТАК нравится». Я, в некотором роде, утратила для них авторитетный голос и лидирующую позицию. Вспомнилось мне групповое поле, о котором говорил  Ты, Брат Валерий, на тренингах, на Ашраме. Групповое поле в нашем маленьком коллективе посыпалось…

Что я сделала не так, в чем ошибка? В обучении возможен и нужен индивидуальный подход и решение. И свобода выражения и выбор форм в творчестве тоже важная вещь, я осознаю это. И попытка заинтересовать и привлечь естественна и оправдана. При этом есть  общие правила принятые в школьном коллективе, в традициях преподавания, в конкретной данной группе у конкретного преподавателя. И если эти правила нарушаются одним, то и для остальных это может стать поводом для несоблюдения их. Для себя решила, что буду беседовать с родителями Павла, буду говорить о том, что смысл вижу только в обучении на общих условиях, по общим правилам и только при его личном желании учиться. Вроде бы все просто.

О многом заставляет задуматься такая встреча с маленьким мальчиком, твердо отстаивающим рубежи, выбранных им позиций…  О свободе творчества, о взаимодействии личности  и коллектива, о роли и влиянии учителя, о реализуемых через детей желаниях родителей, о правах и обязанностях учеников, о границах и выборах…

Думаю, сомневаюсь, решаюсь, живу…

С Уважением, Ольга Федорова.

7 комментариев: Новый ученик.

  • Виктор Пантелеев
    Виктор Пантелеев говорит:

    Мир тебе, Сестра Ольга! Я вижу только упрямство и гордыню со стороны ученика и у тебя тоже! Возник конфликт в коллективе. Присутствие папы только еще больше утвердило ученика в своей гордыне. Первый шаг «присоединение» не пройден. А жаль!
    Да будет свет истины в нашем мире! Ура!
    С уважением, Виктор Пантелеев

  • Валентина Березина
    Валентина Березина говорит:

    Мир Тебе, Сестра Ольга!
    Возможно мне сложно понять структуру Твоей работы. Если Человек (Ученик) не вписывается в Правила Группы, видимо возможны индивидуальные занятия с соответствующими условиями…..
    С Уважением, Сестра Тебе — Валентина Березина.

  • Ольга Федорова
    Ольга Федорова говорит:

    Мир Вам, Брат Виктор и Сестра Валентина! Слава Вам!
    Благодарю Вас за отклик и видение ситуации!
    Важно мне Ваше видение со стороны. Обдумываю, тревожусь, рассуждаю…
    Не буду оправдываться и пояснять свои мотивы и тонкости ситуации. Возможно, я ошибаюсь в своих действиях, и тревога и сомнение есть… Возможно, и гордыня есть, и важно мне это видеть. И грусть есть, что не смогла найти контакт, хотя сделала все, что разумею.
    Форма индивидуальных занятий, о которой говоришь Ты, Сестра Валентина, возможна для меня только в случае личного желания ученика… А со стороны мальчика его пока нет. Грустно и больно…
    С Уважением, Ольга Федорова.

  • Анна Мокроусова
    Анна Мокроусова говорит:

    Мир Твоему Дому, Сестра Ольга!
    Сомнения и ПОИСКИ в профессиональной работе — естественны и необходимы. Как сразу хочется написать советы и что можно сделать…… и как поступаю я….но…..ИЩИ новые тропинки. Новые ограничения — Новые Возможности! Ищи, Открывай!
    Желаю Быть, искать, и Продолжать Идти и Мне и Тебе и НАМ!
    С уважением, Сестра Тебе, Анна Мокроусова.

  • Аватар
    Виктория Осипенко говорит:

    Мир Тебе, Сестра Ольга!
    Какой интересный важный Вызов в Твоей работе.
    Обратила внимание на заголовок — «новый Ученик». Ожидания от публикации были другие. Павел с моей точки зрения пока не Ученик Тебе, он новый участник группы, и возможно, станет Учеником. Ведь дети со своим виденьем рисования могут оказаться самыми талантливыми!
    Дочь Мне Александра в детстве очень любила рисовать, пока в детском саду ее не стали оценивать и критиковать. Обучение заблокировало ее творческие проявления, а художественная школа, в которую она все же захотела пойти, ситуацию лишь закрепило. Так жаль…
    Может, мальчик Павел поможет найти тебе путь к групповой работе, где есть место индивидуальности? Может, это ты станешь на время ученицей?
    С уважением, Сестра Виктория

  • Ольга Федорова
    Ольга Федорова говорит:

    Мир Вам, Сестры Анна и Виктория!
    Рада вашим откликам, словам…
    Душа рвется в тревоге и мечется… Думаю, осознаю, рассуждаю, читаю ваши строки, читаю замечательную книгу авторитетного для меня педагога Елены Макаровой, пытаюсь анализировать и найти, что могу я. Проживаю эмоции, дышу.
    Соглашусь с тобой, Сестра Виктория, пока Павел не ученик. Эта формулировка использована мной по привычке, традиции. А являются ли все учащиеся учениками, а все обучающие учителями, это вопрос… Согласна и стать ученицей, и часто так внутренне формулирую этот вопрос для себя. Каждый из учащихся может и учит меня чему-либо, особенно, если этот учащийся выводит меня из зоны комфорта. Другой вопрос, чему я научусь? И чему научу?…
    В ситуации с Павлом наметилось развитие. Активным инициатором посещения школы, являлся папа, а мальчик активно противился, возможно, поэтому, и активно противился всем словам и действиям с моей стороны. Я выяснила, что мальчик посещает садик и там, выполняет задания и они ему нравятся. Может вопрос в привычной обстановке? Его пребывание на уроках с родителями становилось достаточно шумным процессом, мешавшим мне вести урок и отвлекавшим остальных. Поговорив с папой, я сказала, что вижу посещения Павла в общем формате, то есть без родителей и при его личном желании приходить и учиться. На следующий день отец позвонил, сказав, что мальчик решил посещать уроки и слушать меня. (Насколько это личное решение без давления, я не знаю). В пятницу Павел был на уроке и работал со всеми над общей темой. Вроде бы есть повод радоваться, мальчик захотел быть в этом пространстве с его правилами… Пока есть тревога и есть много внутренних вопросов. Мальчик делает выбор, появляется доверие. А что делаю я, — заставляю его прогнуться под систему или учу делать выбор?… Не знаю…
    О проявлении индивидуальности в рамках наших занятий тоже не перестаю думать… Показывая приемы и давая рекомендации, подсказывая, как сделать работу выразительней, что я делаю — ограничиваю свободу самостоятельного личного выражения или обогащаю мир возможностей учащегося? Настаивая на том, чтоб доделать, проявить терпение, что я делаю, наступаю на голо творческой индивидуальности или учу трудиться и доводить дело до конца?
    И с Павлом и с другими учащимися у нас впереди совместный Путь, как мы его пройдем? Что я могу сделать для каждого, что должна изменить? Думаю, переживаю, страдаю, радуюсь, тревожусь…
    С Уважением, Ольга Федорова.

  • Виктор Пантелеев
    Виктор Пантелеев говорит:

    Мир тебе, Сестра Ольга! Радуюсь, что что ты справляешься с трудностями! Пусть окружают тебя талантливые и благодарные ученики! Счастья тебе в твоих радениях!
    С уважением, Виктор Пантелееев

Темы Записей
Последние Записи
Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031