Мир Вашим Домам, Родной мне Учитель! Родные Братья и Сестры!
Сегодня я делюсь с Вами своими переживаниями, Философскими РАЗ-суждениями от встречи с Картиной И.Е. Репина
«Каменный гость (Дон Жуан и донна Анна)», 1888-1889
Картину привезли в Красноярск, где она будет находиться до января 2025г. ПРИЕЗЖАЙТЕ В КРАСНОЯРСК на выставку!
Картина была написана как иллюстрация к произведению А.С. Пушкина. Хранится картина в Всероссийском музее А.С. Пушкина, Санкт-Петербурга.
Для меня есть картины словно ОКНА в ИНОЙ МИР. При взаимодействии с такими картинами расширяется сознание и проявляются ПЕРЕЖИВАНИЯ чего-то большего чем обыденное житие.
Вечереет, теплый закат. Католическое кладбище, венки, склеп. Видим женщину высшего сословия, в темной одежде, черная накидка, вуаль, видим обручальное кольцо. Вдова? Но есть признаки двойственности. Почему у переживающей траур вдовы украшения, перстни, мы видим оголенную часть руки… Что-то не так в этом образе. В правой руке держит кружевной белый платок, левой рукой, на которой надета черная перчатка, она держится за ограду.
В коленно-преклоненной позу подле ее ног человек в монашеской одежде с крестом, одежда бедная, подпоясанная веревкой. Но монах ли он на самом деле…. у него из-под монашеского одеяния виднеется жабо белого цвета. Признак аристократической одежды, ухоженная бородка. Наблюдаются признаки противоположности в одежде. Толи монах, толи из высшего света.
Еще видим молящуюся белую статую в длинной одежде. Статуя рыцаря в доспехах. Каменная статуя на многоступенчатом пьедестале. Она изображена не полностью, мы видим только довлеющие ноги. Цвет фигуры молящейся статуи, статуя рыцаря, земля все одинакового цвета. Много белого цвета в картине.
Кованная ограда с частями напоминающими стрельчатые готические арки, такие арки используются в соборах. Пространство кладбища становится Раем, чем-то светлым, возвышенным, там много зелени, солнце. А решетка становится преградой между светом, райским пространством и иным пространством.
Женщина тоже с противоречиями, как и мужчина. На обоих персонажах есть что-то «надетое сверху» на Истинную, Божественную суть.
Доспехи. Над ее головой меч, он как будто пронзает женщину. Лицо каменное смотрит грозно на происходящее.
Структура картины – крест и на пересечении креста стоит женщина. Лицо женщины в тени.
На лице у мужчины вожделение, страсть. Может ли так себя вести монах… У него есть страстное желание. Над ним каменный монах как противопоставление.
Лже монах изображен внизу. Явно будет наказание. У кого есть шансы на спасение? Есть ли они у лже монаха? Голова женщины все же выходит в верхнее пространство Она как на распятии, но решетка не полностью перегорожена, есть проход…. шанс… есть возможность отвернуться от соблазна. Внутренняя возможность выбора есть!
Сюжет: Дон Жуан и Донна Анна. Безбожник, распутник убивает ее мужа и решает соблазнить вдову на могиле. Дон Жуан приглашает статую посмотреть, как он придет к ней в гости. «Приходи, постой на часах у дома жены». Командор приходит, пожимает ему руку и оба исчезают. Так завершается трагедия у Пушкина.
Участь Дон Жуана из живого превратиться в мертвого. У Донны Анны возможность есть, хотя она как бы «наколота» на мече, значит внутри выбор сделала принять предложение Дон Жуана, выдающего себя за монаха.
Как завершается картина у Репина? Вопрос…Вопрос….Вопрос….
Где мы зрители по отношению к изображенным персонажам? Мы с этой же стороны ограды, где и Дон Жуан и Донна Анна.
Репин пишет эту картину будучи знаменитым, ему 44 года, это не просто иллюстрация к поэме. Репин закладывает посыл для всех смотрящих на картину. Кто я? Что я выбираю в своей жизни на распутье, в трудные моменты??? Вечные вопросы Бытия….Тревожно внутри….от этих вопросов Я ЕСМЬ или меня НЕТ… В тоже самое время есть возможность для РАДОСТИ, Светлых переживаний, Истинного Бытия…от Собственных Выборов, от Чувства И ВСЕ ЖЕ Я ЕСМЬ!!!
Да Будут Философские Раз-Суждения скрозь которые все же…. СВЕТЛО!
С Почитанием, Ученица Валерию Ядринкину, Сестра Вам, Анна Мокроусова.