Мир Вам, Родные Мне Братья и Сестры!
Сегодня хочу преподнести в качестве оплаты статью психотерапевта Якова Маршака, который успешно занимался реабилитацией алко и наркозависимых. Здесь хочу привести его понимание и суть происхождения тех или иных пагубных для Человека пристрастий и видение подхода по избавлению от этого.

Пожалуй, все человечество можно разделить на две группы: пока одни охраняют присущее им внутреннее ощущение счастья, другие выбиваются из сил, чтобы сделать свою жизнь хотя бы сносной. И разница между представителями этих групп обусловлена, представьте себе, генами. Но обо всем по порядку.

Не секрет, что в современном обществе существуют люди, которые совершенно не умеют упорядочивать свою жизнь и заботиться о себе. Их поведение раздражает окружающих. И они обладают повышенной склонностью к алкоголизации и наркотизации

Гены несчастья

Как-то давным-давно меня попросили выступить на конференции педагогов о здоровье школьников в нашей стране. Докладчики сменяли друг друга, и лозунг о том, что самое главное для человека — это его жизнь и здоровье, повторялся от выступления к выступлению. Подобная точка зрения — очевидная на первый взгляд — показалась мне сомнительной. В своей практике я имею дело с людьми, для которых ни жизнь, ни здоровье вовсе не являются высшей ценностью. Ведь их поведение приводит к скорой смерти! На мой взгляд, самое главное для человека — не испытывать страдания.

Существует закон природы, который распространяется на все царство животных: чем сильнее страдание, тем меньше времени отпущено на его терпение. Мы обладаем огромным количеством поведенческих навыков, позволяющих нам избавляться от страдания, или дисфории. Большинство из них передается по наследству. Все, что мы делаем в своей жизни, направлено на решение двух задач: как сделать себе лучше и как не сделать себе хуже. Настроение не замечаемо человеком, но руководит его поведением. Когда в силу разных причин мучение становится непереносимым, стремление людей к достижению эйфории может приобрести самые деструктивные формы.

Речь идет о людях с синдромом дефицита удовлетворенности. Находясь в состоянии постоянного психологического дискомфорта и, конечно, стремясь избавиться от него любыми способами, они часто становятся жертвами патологических пристрастий. Унаследовав такой синдром, человек живет, говоря словами Генриха Гейне, «с зубной болью в сердце».

На мой взгляд, большую роль в развитии культуры играет постоянный поиск новых способов достижения немедленного удовлетворения. Для людей, которые страдают, отсроченное удовлетворение неприемлемо. Им надо здесь и сейчас. У таких «несчастливых» людей — людей с синдромом дефицита удовлетворенности — образуется совершенно иная система приоритетов. Если счастливый человек нацелен на то, чтобы охранить свое внутреннее счастье, то несчастливый стремится немедленно, любым путем, этого счастья достичь. Удовлетвориться.

Какие навыки он выбирает в качестве приоритетов? Некоторые становятся жуткими транжирами и азартными игроками, а некоторые влюбляются в деньги. Почему в деньги? Дело в том, что деньги — это универсальный удовлетворитель. Когда у человека с синдромом дефицита удовлетворенности есть деньги, он может моментально удовлетворить себя самыми разными способами. Быстрый переход от дисфории к эйфории незаметно вызывает в бессознательном эмоциональном отделе памяти ощущение влюбленности. И тогда деньги становятся квинтэссенцией, человек в них влюбляется, и эта любовь может стать патологической.

Этот механизм напоминает процесс дрессировки тигра, которого учат прыгать через пылающее кольцо. Тигр от природы боится огня. Но если голодный тигр каждый раз за прыжок через огонь получает кусок мяса, то в конце концов пылающее кольцо становится для него привлекательным.
На мой взгляд патологические пристрастия- это продолжение естественных пристрастий. Управление ими находится в тех же структурах среднего мозга, где происходит регуляция настроения.
Патологические пристрастия сильнее, чем инстинкт самосохранения.
Врожденное благородство

Беда еще и в том, что порядочным человек может быть только тогда, когда у него все хорошо. Вспомним иронические слова М. Зощенко о том, что «хорошие люди в хороших условиях хороши, в средних — средние, а в плохих — ужасны». У несчастливых людей система приоритетов выстраивается таким образом, что самым главным для них становится их собственное внутреннее состояние. Стремление избавиться от страдания захватывает таких людей целиком.

Здесь важно отметить, что, говоря о счастливых и несчастных людях, мы имеем в виду тех, кто большую часть времени проводит в состоянии удовлетворенности, и тех, кто страдает синдромом дефицита удовлетворенности и по большей части пребывает в сильной дисфории. Самый яркий и, к сожалению, знакомый всем пример — это наркоман в поисках дозы. Ни для кого не секрет, что ради получения желаемого, человек, страдающий наркотической зависимостью, идет на любые, иной раз самые нелепые преступления.

Благородный человек — тот, кому ничего не нужно извне, у него все есть внутри. Эти люди выстраивают очень мощную защиту своего внутреннего счастья. Это честь и совесть, это чувство стыда. У наркоманов нет этих качеств, потому что им нечего охранять. Представьте, скажем, благородного человека в период революции, которому, чтобы выжить, нужно совершить какой-то неблаговидный поступок. Он скорее умрет, чем позволит себе сделать это.

В поисках Истины

Однако у синдром дефицита неудовлетворенности есть и плюсы: он дает человеку возможность проявиться, самореализоваться. Эволюция привела нас к тому, что у нас выработался инстинкт получать удовольствие от решения задачи.

Мы испытываем удовлетворение, находя выход из безвыходной ситуации. Многие выдающиеся люди страдали этим синдромом, но именно разность потенциалов, которая создавалась переходом от дисфории к эйфории, и заставляла их творить.

Творчество, или процесс решения задачи, можно описать йогическим понятием «сат-чит-ананда». Оно состоит из трех частей: первая это Сат — ощущение правды, сути происшедшего, (русский язык принадлежит к индо-европейской группе, на санскрите «сат», а по русски — «суть»). Вторая — Чит — ясное понимание цепочки причинно-следственных связей; здесь человек как бы проЧИТывает ситуацию. А третья — Ананда, блаженство.

Система брейнбилдинга предлагает три направления работы с мозгом:

  1. Тренировка мозга, которая улучшает контроль над центрами тревожности. Эта практика базируется на понимании того, как в мозгу создается чувство тревоги. Сочетание особых дыхательных упражнений с приемом определенных аминокислот позволяет снизить активность височной коры, отвечающей за уровень тревоги, и увеличить мощность контролирующей ее противотревожной системы мозга.
  2. Развитие умения получать удовольствие от отдыха. Есть трудоголики, которые не любят отдыхать. Во время отдыха их одолевает тоска и им отвратительно на душе. Как сделать, чтобы во время заслуженного отдыха они испытывали сладкую негу? Этому можно научиться, практикуя вторую составляющую брейнбилдинга.
  3. Развитие умения испытывать кураж от работы.. Есть люди ленивые: они чувствуют себя прекрасно лишь когда ничего не делают. Яркий пример — Обломов. Но как только приходит время действовать, у таких людей наступает «облом» — на душе появляется дискомфорт. Не потому ли Гончаров так назвал своего героя? Настроение, которое должно быть в момент активности, я называю состоянием куража. Человек должен быть в восторге, а по мере того, как он что-то делает, восторг должен только возрастать. Эта ветвь регуляции настроения тоже может обладать недостаточностью от природы. Но ее тоже можно развивать при помощи брейнбилдинга.

Данная статья вызвала отклик во мне и… Надежду. Так как работая в Центре, проводя занятия с детьми и подростками, включаю элементы йоговских телесных практик, дыхательную осознанность, начальные навыки медитации.

Мира Вам и Семьям Вашим!

С Уважением, Константин Шумилин

Темы Записей
Последние Записи
Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031