Радость Жизни 10

                                                    «Для каждого из нас рано или поздно приходит время  «Навести порядок»… Если не в Душе, то хотя бы в мировоззрении…  Кто-то готов к этому, кто-то готов и к большему… Но всем предстоит как-то заполнять пропасть, оставленную в нашем духовном образовании десятилетиями казенного материализма…  «Незнание духовных законов – это узы… Знание этих законов – Свобода…   Умение применить эти законы – Мудрость».                

                                                           Эвелин Андехилл,  англиканская писательница, Духовный Практик.

                  Проблема духовной ориентации актуальна для психотерапии 20 – 21 в.в. В то же время следует согласиться и с необходимостью ее дифференциации от религиозности.

              «Передача духовности в религиозном смысле этого понятия – как выражения более высокого измерения бытия не входит в ее задачи и не является ее целью. Психотерапия четко отличается от любой формы помощи, имеющей религиозную подоплеку…Психотерапия ничего не предсказывает и не указывает путь к спасению от страдания и трагедий, которыми наполнена жизнь. Она не гарантирует благополучия, не обещает жизни после смерти… Психотерапия связана не с трансценденцией, а с методическими подходами к помощи и субъективными человеческими ресурсами, требуя от пациентов работы, которая иногда может быть весьма болезненной. Таким образом, если воспользоваться традиционной дифференциацией, психотерапия не может дать здоровья, она может только побудить к выздоровлению…Вместе с этим психотерапия признает, что в своей сущности человек  является духовным, т.е. превосходящим свою материальную и витальную природу. Он активен в восприятии, в своих решениях, позициях, ответственности и последующих действиях. О такого рода проявлениях можно говорить как о «духовных» в смысле их противопоставления «материальному», но не в церковном понимании как об «одухотворенности Святым духом». А.Лэнгле.[1].

                       По определению В.Макарова и Г.Макаровой «человек духовный – это одухотворенная личность, наполненная верой и стремящаяся к выполнению своей высокой цели, миссии. Духовность обязательно предполагает понимание человеком смысла своей жизни и смысла своей смерти и принятие этих смыслов без страха»[2].

                      Одна из стратегических целей современных направлений психотерапии, в частности групповой полимодальной самоактуализирующей психотерапии[9],  — духовное пробуждение. А точнее – формирование психотерапевтического пространства, побуждающего к духовному пробуждению. Заметим, что, в нашем понимании, духовное пробуждение не сводится к «чудесным видениям» и другим трансперсональным феноменам. Главное здесь « не Что мы видим, а Что мы чувствуем». Это «осознание нашей взаимосвязи со всем окружающим миром, со всей Вселенной. В то же время в этой общности мы парадоксальным образом утверждаем свою неповторимую индивидуальность»[8]. C другой стороны, духовная ориентация самого психотерапевта не определяется его «особыми» эзотерическими знаниями или сверхъестественными психологическими способностями». 

 

Духовно-побуждающие факторы в процессе групповой  самоактуализирующей психотерапии

 

1.Установка психотерапевта не на технику, а на формирование «Пространства Доверия и Открытости», Пространства уникальной Встречи, уникального «Со – Бытия».

              Это пространство, в нашем понимании, создается не продуховными рассуждениями специалиста, а его экзистенциальной позицией, его собственным «Жизненным Кредо».

              А.Маслоу различал «внешнее» и «подлинное» научение. «Внешнее научение означает приобретение возможных навыков, подобное складыванию в карман ключей или монет. Внешнее научение – это просто усвоение еще одной ассоциации или нового умения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это для вас возможно – совсем другое дело. Дальние цели обучения взрослых и любого другого обучения – это пути, или способы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это я называю подлинным научением. Это способ, каким обучаются самоактуализирующиеся люди»[10].

              Вспомним мудрость К.Роджерса: «В течение последних лет я был вынужден признать, что наиболее важным ингредиентом в процессе психотерапии является то, что я должен быть реальным. Только тогда, когда смогу быть полностью реальной личностью и буду именно так воспринят клиентом, он сможет открыть то настоящее, что есть в нем…Таким образом, переделав старинную поговорку, я хочу сказать: «Способ делать – это Быть!»[7].

               Об этом же пишет и современный психолог К.Шпербер. «Истинная психотерапия (а это и есть духовно-ориентированная психотерапия, В.Ядринкин) имеет место тогда, когда психотерапевт пуст, когда все его присутствие и осознание находятся вместе с пациентом, так что при этом оказывается налицо та интимная связь подлинного понимания, которая бывает столь редкой и столь питательной. Только тогда психотерапевт на мгновенье становится опустошенным от своих потребностей, в особенности от потребности быть хорошим психотерапевтом или человеком высшего порядка, – только тогда он способен на полное соприкосновение с пациентом»[5].

              «Встреча (психотерапевта и клиента) – это не случайное свидание или первое знакомство двух индивидов, а решающее внутреннее переживание, имеющее значение для одного из двух индивидов, а иногда – для обоих», Г.Элленбергер[6]. Встреча это Со – Бытие, в котором раскрывается Душевный Свет, скрываемый во тьме обыденной жизни. «Эффективные психотерапевты знают, что в развитии психотерапевтических отношений  есть момент, когда тот внутренне готов к глубокому и быстрому изменению, когда он очень чувствителен к внешнему вмешательству (иначе «время Kairos», время Кризиса, по Г.Элленбергеру). До этого момента активное психотерапевтическое вмешательство было бы преждевременным, а после него – будет малоперспективным!»[8].

                    И в групповой психотерапии достигается «Kairos» —  время благодатного Доверия – Открытости, время психотерапевтических Озарений, изменяющих Бытие и участников и, что очень вероятно, самого психотерапевта. Именно в это время раскрывается Духовный потенциал и группы, как Живого Целого, так и отдельных участников, и психотерапевта. Можно назвать это время «Истинным Цветением Человеческого Бытия», временем «Аутентичного Общения», временем, в котором ментальные знания, логика уступают место голосу Сердца, Истине Духа, временем, когда и происходит (или, что вернее, случается) «Подлинное научение».  Далее перечисляемые факторы способствуют «Оживлению» Встречи, ее Духовной ориентации.

 

2.Тренировка «Свободы – Ответственности».

                      Виктор Франкл подчеркивает, что «духовность, свобода и ответственность – это три экзистенциала человеческого существования. Они не просто характеризуют человеческое бытие…, они конституируют его в этом качестве…»[3]. Важно отметить, что это три взаимопотенцирующих фактора. Без актуализации «Свободы – Ответственности» в реальном мире групповой жизни «Духовное» превращается в пустые рассуждения, сопровождаемые «красивыми» ритуалами.

                  Подлинное духовное научение – это помощь психотерапевта участникам группы:

                          -в развенчании мифа о возможности «чудесного выздоровления» без затраты собственных    душевных ресурсов и избавлении  от иллюзорной мечты о жизни без тревоги, страданий и кризисов Бытия,

                          -в осознании своего потенциала и психологических границ, исцеляющей трансформации душевных качеств и пробуждении Духа в реализации конкретных возможностей в конкретном Бытии,

                            -тренинге «Свободы – Ответственности» в выполнении правил и ограничений групповой жизни.

               Именно это способствует подлинно-духовным взаимоотношениям вместо «внешних» нравоучений «правильной духовной жизни».

 

3.Медитативная практика

             В начале каждой групповой Встречи проводится медитативная настройка, включающая комплекс телесных растяжек, дыхательных упражнений и энергитизирующих практик. В групповые занятия входят психотерапевтические танцы и пение, ориентированные на тренировку душевной открытости и телесного раскрепощения.

 

4.Забота участников о групповом пространстве

               Рентные установки и иждивенческие ожидания заботы психотерапевта или организаторов тренинга заменяются развитием самостоятельной заботы участников группы: подготовкой пространства к занятию, организации совместных чаепитий и трапез, внесением в пространство группы атрибутов красоты, уюта и духовной ориентации.

 

5.Психотерапевтические технологии

                 Проводятся по мере необходимости, следуя за духовно-ориентированными отношениями, проистекают из них. В нашем случае они включают гештальт-эксперименты, психодраматические этюды, экзистенциальный анализ проблем участников (как в их реальной жизни, так и в жизни «здесь-и-сейчас»), трансперсональные практики.

 

Заключение

                  Экзистенциальное развитие в процессе групповой полимодальной самоактуализирующей психотерапии подразумевает осознание участниками группы своих реальных потребностей и степени их удовлетворения, как в пространстве групповых взаимоотношений, так и в их реальной жизни. А отсюда – соответствующая перестройка внешних и внутренних выборов и поведения.  «Самосознание подразумевает трансценденцию. Одно без другого не существует»[6]. Духовная самотрансценденция в пространстве современной психотерапии не только возможна, но, проявляя доселе скрытый потенциал, способствует привнесению Энергии и Радости в обыденный мир. При этом участники группы, пробуждающиеся в своем реальном Бытии, освобождаются и от невротических проблем и от потенциальной зависимости к психотерапевту.

                  «Самореализация ведет к трансформации Бытия – и внутреннего осознания, и внешнего поведения. Происходит удивительное облегчение…Жалость к себе, самодовольство, гневливость, похотливость, зависть, лень и т.п. – все это испаряется…Высвобождающиеся энергия и понимание способны сделать тяжелый труд легким и внести созидательность в работу и взаимоотношения. Жизнь становится простой и всеобъединяющей, мир – чудесным, обыденное – сверхъестественным. Обстоятельства, которые прежде рассматривались как проблема, становятся вызовом и даже волнующей возможностью учиться, расти над собой и в чем-то облегчить бремя мира. Эти обстоятельства могут быть неприятными, могут быть сложными, но нет никакого отвращения к ним и никакого страдания из-за них»[4].

 

Список литературы

           1.Лэнгле А. Психотерапия – научный метод или духовная практика // Московский психотерапевтический журнал. – 2003. — №2.

          2.Макаров В.В., Макарова Г.А. Новая модель структуры личности в восточной версии трансактного анализа // Психотерапия. – 2008. — №8.

          3.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.:Прогресс,1990.

          4.Что такое просветление? Под ред. Джона Уайта. – М.:Изд-во Трансперсонального Института, 1996.

          5.Шпербер К. Психотерапевтический материализм // Пробуждение сердца. Составитель и редактор Д.Уэлвуд. PSYLIBhttp://psylib.kiev.ua

          6.Экзистенциальная психология. Экзистенция. Под ред. Р.Мэя. – М.:Апрель Пресс, Изд.ЭКСМО-Пресс, 2001.

          7.Ядринкин В.Н. Мультимодальная экзистнциально-ориентированная психотерапия. Методическое пособие. – Калининград. 2003.

          8.Ядринкин В.Н. Экзистенциально-ориентированные принципы достижения целостности и эффективности мультимодального психологического консультирования и психотерапии // Психотерапия. – 2006. — №1.

            9.Ядринкин В.Н. Полимодальная самоактуализирующая психотерапия. Направленияистратегия // Психотерапия. – 2008. — №9.

           10.Maslow A. Self-actualizing and Beyond //Challenges of Humanistic Psychology. – N.Y., 1967.