Мир Твоему Дому, Родной мне Учитель! Мир Вам Братья и Сестры!
Хочу поделиться с Вами своими размышлениями об ОБНАЖЕННОСТИ в искусстве. Эти вопросы меня интересуют давно. Изучая скульптурные, живописные произведения — можно увидеть обнаженность, которая вызывает вопросы «ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, О ЧЕМ». Так же путешествуя с детьми по музеям, художественным школам – дети спрашивают, задают вопросы – почему скульптуры обнажены….. Я много читала, изучала, слушала лекции и сегодня хочу поделиться с Вами своими размышлениями.
Начну с античности, греко-римской древности. С одной стороны обнаженность – это тело неприкрытое одеждой, т.е. между телом и одежной нет отношений. Метафорические смыслы обнаженности — нечто явленное, проявленное наружу. Шаг наружу с целью явить откровение. Философское понимание — открытость, честность, готовность к подвигу. Скульптуры Древней Греции – героические. В христианской религии – обнаженность — это испорченность, за это осуждают. В древней греческой культуре обнаженность – это максимальная открытость, когда нет камня за пазухой, готовность открыто являть миру образ Героя готового к Подвигу. В скульптуре обнаженного тела отражались значимые социальные действия. Греки находят для себя обобщенные образцы, к которым они стремились! Изображают их открытыми, откровенными, обнаженными.
Женщины этого периода в скульптуре (кроме ГЕТЕРЫ) предстают перед зрителем в одежде. Оказывается у мужчины героический образ, действовать в социальном мире, а у женщины другая роль – сохранение, сокрытие тайны рождения, сохранение домашнего очага, поэтому женщина облачена в одежды.
Однако между мужчиной и женщиной в скульптуре много общего. Если внимательно присмотреться, то в КУРОСЕ (юноша) и в КОРЕ (девушка)
Мы увидим КОЛОННОПОДОБНОСТЬ. Следовательно, им отводилась Миссия — быть колонной – поддерживать космический порядок установленный Богами. А вот способы поддержания разные — у мужчины действенный, а у женщины сохранение домашнего очага, сокрытие тайны.
В эпоху эллинизма в скульптуре обнажаются не только мужские, но и женские фигуры. Обнаженные фигуры приобретают театральность, мужские обнаженные фигуры становятся женоподобными.
Театрально обнаженное тело уже трактуется не как открывающее истину, а скорее наоборот как скрывающее ее.
Почему? Греков завоевывают македоняне, навязывают им свои нормы, правила, которые неестественные для жизни Древней Греции. Появляются Театральность, Маски! Разворачивается целая драма в отношении тела и одежды. Два образа – один «Танцующая Менада».
Это стремление освободиться от того, что мешает, сдавливает. Тело рвется, выворачивается из одежды как от навязанного, неестественного. Принять чужие правила представляется невозможным. Мы видим движение от порядка к хаосу.
Но есть и второй образ – Венеры Милосской.
Мы видим движение от хаоса, через ЭРОС к Разумному Космическому порядку. Эротическая функция. Для того одежда и нужна, чтобы Эрос стал Эросом, а не обнажением. Возбуждение Души. Душа возбуждается через тело и устремляется к своему первоначальному источнику к Духу! Дух — область небес, Разума, Вселенского Порядка. Голова Афродиты символизирует ясность, ум. Речь идет не о борьбе, а о Разумном Торжественном Бытие! Голова Афродиты символизирует Ясность Разумного Мироздания.
Насколько мы современные люди видим в греках себя? Какова функция мужчины и женщины? Что есть Смирение? Разумное Миропонимание?
Что же происходит в следующей эпохе? Буду изучать.
С Искренним Почитанием, Ученица Валерию Ядринкину, Сестра Вам, Анна Мокроусова.
Слава тебе, Сестра Анна за Ста=РАния твои, за то,что поделилась открывшимся от обнаженности в искусстве.. Недавно с сестрой и племянницами затрагивали эту тему. Получилось сухо, не понятно, догматично. Через твои рассуждения виден про-Свет..
Да будет свет и кРасота в Мире!
С уважением, Ученица Валерию Ядринкину, Сестра Татьяна Акулова